Где сейчас мощи николая угодника - Святые Мощи Николая Угодника

Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта Клаусу [6]. На основании его житияв котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки [7]. В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским Синайским из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец [8] [9].

Согласно житию, святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан и получил начальное образование.

Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарскогонесколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан Епифаний и Нонна. С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания; днём он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтецаа затем возвёл Николая в сан священникасделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

По другой версии, благодаря чудесному знамению, решением собора ликийских епископов мирянин Николай сразу стал епископом Миры. В IV веке такое назначение было возможным [1]. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его нуждающимся. Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана годы правления — и Максимиана годы правления — В году Диоклетиан издал эдиктузаконивший систематическое преследование христиан по всей империи.

После отречения обоих императоров 1 мая года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор годы правления — положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий годы правления — продолжил преследования до года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения — годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний годы правления — в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире в окрестностях современного города Демрепровинция Анталия в Турции.

Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещённом в Четьи-минеиничего подобного нет и в житии Николая, размещённом в греческом Синаксаре [15]нет этих событий и в Великих Четьих-Минеяхсобранных изданных святителем Макарием в середине XVI века [16].

Нет этих событий в Прологе [17] в богослужебных текстах Минеи 6 декабря [18]. Описание пощёчины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святыхнаписанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Николай Чудотворец

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александриюи в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть [19]. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннегоон бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой.

Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж использовал эти деньги для её приданого. Через некоторое время святой Николай бросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться.

Услышав звон золота, брошенного в окно, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет [20] [21] [22].

Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём.

Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса [21]. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых избавитель от напрасной смерти. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества.

Где еще поклониться мощам Николая Чудотворца в Москве - Гиды - РИАМО

В году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты [23]. Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан.

Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись хазарские турки турки-сельджуки. Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака — Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не.

Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе, и управлявшим Антиохией. С целью вернуть Бари потерянную значимость религиозного центра, барийцы решили похитить мощи святителя Николая из Мир Ликийских в расчете, что их никто не обвинит в похищении реликвии у восточных христиан, так как Миры заполонили турки [25]. В году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию, но барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах.

В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля года.

Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем [25].

Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию.

Через год Илией была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II [23]. Ныне это Базилика Святого Николаягде и сейчас хранятся мощи святителя. Святитель Николай стал святым покровителем Венеции вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом [26]. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари.

В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.

Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно, потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным [27]. На Руси в XI веке почитание святителя распространилось быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.

Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в году [28]. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен митрополитом Киевским Иоанном II — [29].

Протоиерей Николай Погребняк считает [30]что праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен святителем Ефремом около года [31]. Хрусталёва, на Руси этот праздник появился в году [32]. Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространённой. Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают. Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три [33] праздника святого Николаю, у каждого из которых своя гимнография:.

Остальные пять праздников вероятно все принадлежат Русской церкви, и гимнографию к ним составляли русские песнотворцы [33] [36]. Вторую группу составляют праздники в честь чудотворных икон Святителя, которых сложилось довольно.

Память его чествуется также еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями [37]. Символические ключи от подворья принял президент России Дмитрий Медведев [39]. Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию вместе с мощами других мирликийских святых: Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

В базилике в Бари внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, извлекают прозрачное миро [42] [44] [45]. В году группа британских учёных- антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: На встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска 12 февраля года в Гаване была достигнута договорённость о том, что с 21 мая по 28 июля года часть мощей святителя Николая Чудотворца из базилики в Бари будет принесена в Русскую православную церковь.

Это событие произошло впервые за лет пребывания честных мощей в Бари, в течение которых они никогда не покидали города [47]. Вечером 21 мая года ковчег с частью мощей святителя левое ребро, извлечённое из-под спуда через отверстие для сбора мира [48] доставлен самолётом в Москвугде в храме Христа Спасителя его встретил патриарх Кирилл. Поклониться святыне в Москве можно будет с 22 мая по 12 июля года. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев.

Смотрите также:
  1. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. После смерти Святителя похоронили в городе Миры.

  2. Поделиться в Twitter Поделиться в FaceBook Поделиться в LiveJournal Поделиться Вконтакте Поделиться в Mail.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: